Общая информация об АКПП Mercedes 722.6

 

1. Общая информация

Автоматическая коробка передач (АКПП) 722.6 в отличие от ее предшественниц (722.3, 722.4 и 722.5) имеет электрогидравлическую систему управления, которая отвечает как за переключение передач, так и за блокировку гидротрансформатора.
Механическая часть АКПП состоит из трех планетарных рядов (рис. 1), трех дисковых тормозов, трех блокировочных муфт и двух муфт свободного хода. С их помощью в коробке передач реализуются три понижающие передачи, прямая передача, одна повышающая передача и две передачи заднего хода. Включение элементов управления осуществляется гидравликой, работой которой управляет компьютерный блок управления трансмиссией (КБУТ).
Электронная система управления коробкой передач позволяет производить точную регулировку изменения давления в бустерах элементов управления в процессе переключения, что позволяет существенно повысить качество переключения.
Кроме того, водитель имеет возможность выбрать одну из двух программ переключения передач "S" (стандартную) и "W" (зимнюю). При этом следует отметить, что для каждой программы в коробке передач реализуются различные значения передаточного отношения при движении задним ходом.

2. Идентификация коробки передач

Промышленное обозначение

Промышленное обозначение Mercedes 722.6

3. Устройство коробки передач


Картер
Картеры гидротрансформатора и коробки передач выполнены из сплава легких металлов. Они соединяются друг с другом болтами и центрируются по внешнему барабану дискового тормоза В1. Для уплотнения стыка между ними используется металлическая прокладка с особым покрытием.
В картере гидротрансформатора установлен масляный насос. К нему также прикручивается внешний барабан дискового тормоза В1. Кроме того, через шлицевое соединение картер гидротрансформатора соединяется с валом реактора. К нижней части картера коробки передач прикручен электрогидравлический блок управления.

Коробка передач
Коробка передач (рис. 1) состоит из ведущего и ведомого валов, трех планетарных рядов, трех дисковых тормозов, трех блокировочных муфт и двух муфт свободного хода.
Автоматическая Коробка передач 722-6
Рисунок 1

 

Рис. 1.
1- гидротрансформатор; 2 - масляный насос; 3 - ведущий вал; 4 - дисковый тормоз В1; 5 - блокировочная муфта К1; 6 - блокировочная муфта К2; 7 - дисковый тормоз ВЗ; 8 - блокировочная муфта КЗ; 9 - дисковый тормоз В2; 10 - ведомый вал; 11 - шестерня механизма блокировки выходного вала; 12 - промежуточный вал; 13 - муфта свободного хода F2; 14 - задний планетарный ряд; 15 - средний планетарный ряд; 16 - электрогидравлический блок управления; 17 - передний планетарный ряд; 18 - муфта свободного хода F1; 19 - вал реактора гидротрансформатора; 20 - муфта блокировки гидротрансформатора.


Через сверления в ведущем валу масло под давлением подается в бустер муфты гидротрансформатора и блокировочной муфты К2. Бустер муфты КЗ запитывается через сверления в ведомом валу. Кроме того, через эти два вала масло поступает в коробку передач для смазки ее элементов: подшипников, зубчатых зацеплений, муфт свободного хода и фрикционных элементов управления.
Муфты свободного хода F1 и F2 обеспечивают наиболее благоприятные режимы включения передач. Передняя муфта свободного хода F1 располагается на валу реактора трансформатора и в рабочем состоянии замыкает на картер малое центральное колесо переднего планетарного ряда. Задняя муфта свободного хода F2 соединяет между собой малые центральные колеса среднего и заднего планетарных рядов.


Электрогидравлический блок управления
В электрогидравлический блок системы управления входят клапанная коробка, выполненная из алюминиевого сплава, и электрическая плата, корпус которой сделан из пластмассы. Связь электрогидравлического блока управления с электронным блоком управления трансмиссией осуществляется с помощью жгута проводов и соединительного разъема, имеющего 13 выводов.

Управление коробкой передачРычаг диапазаона переключения передач
Управление трансмиссией осуществляется с помощью рычага выбора диапазона и переключателя программ (рис. 2). С их помощью можно задать наиболее оптимальные режимы автоматического переключения передач. Рычаг выбора диапазона имеет восемь позиций:
"Р" - режим длительной стоянки, ведомый вал коробки
передач заблокирован, разрешен запуск двигателя;
"R" - определяет режим движения задним ходом;
"N" - разрешен запуск двигателя, в коробке передач
установлена нейтраль, ведомый вал коробки передач
разблокирован;
"D" - разрешено движение передним ходом на всех
пяти передачах;
"4" - разрешено движение передним ходом на первых
четырех передачах;
"3" - разрешено движение передним ходом на первых
трех передачах;
"2" - разрешено движение передним ходом на первых
двух передачах;
"1" - разрешено движение передним ходом только на
первой передаче.
Переключатель программ имеет два положения: "S" - стандартная программа переключений; может использоваться при любых дорожных условиях; движение начинается с первой передачи;
"W" - зимняя программа; движение начинается со второй передачи, кроме режима, когда рычаг выбора диапазона установлен в положение "1"; (трогание с места на первой передаче возможно при нажатии до упора педали управления дроссельной заслонкой). При движении вперед разрешено перемещение рычага выбора диапазона из одной позиции в другую, но при понижающем переключении электронный блок управления трансмиссией разрешит переключение только после того, как обороты двигателя снизятся до определенного значения. Буксировка автомобиля разрешается только при выполнении следующих условий:
- рычаг выбора диапазона должен находиться в положении "N";
- скорость буксировки не должна превышать 50 км/час;
- максимальное расстояние буксировки не более 50 км.
При возникновении определенных неисправностей электронный блок управления трансмиссией переходит в аварийный режим работы. При этом в его память записывается соответствующий код неисправности, и все соленоиды обесточиваются, а в коробке передач остается включенной передача, на которой автомобиль двигался до появления неисправности. Кроме того, происходит разблокировка гидротрансформатора, а рабочее давление и давление переключения становятся максимальными.
Для обеспечения движения в аварийном режиме можно с помощью гидравлической части системы управления включить вторую передачу или передачу заднего хода. Для этого необходимо:
- остановиться;
- перевести рычаг выбора диапазона в положение "Р";
- заглушить двигатель;
- выждать не менее 10 секунд;
- завести двигатель;
- перевести рычаг выбора диапазона в положение "D" (при этом должна включиться вторая передача);
- перевести рычаг выбора диапазона в положение "R" (должна включится передача заднего хода). Следует отметить, что функция аварийного режима остается активной до тех пор, пока не будет устранена неисправность, и, соответственно, в памяти электронного блока управления трансмиссией стерт код ошибки.

Устройство и работа системы выбора диапазона работы коробки передачУстройство и работа системы выбора диапазона работы коробки передач
В систему выбора диапазона работы коробки передач, расположенную в средней части пола са лона (рис. 3), входят элементы:
- указатель положения программного переключателя "STW";
- датчик положения рычага выбора диапазона;
- выключатель индикатора включения передачи заднего хода;
- механизм блокировки положений рычага выбора диапазона в положениях "R" и "Р";
- механизм разъединения при переключении "D"-"4";
- механизм фиксации рычага выбора диапазона.
Перемещение рычага выбора диапазона в позиции "Р", "R", "N" и "D" с помощью тяги передают»
в коробку передач. Параллельно с этим в электронный блок управления трансмиссией с датчив
положения рычага выбора диапазона поступает соответствующий сигнал.
При поперечном перемещении рычага выбора диапазона из положения "D" в "4" происходит раз
рыв механической связи рычага выбора диапазона с тягой. В этом случае управление коробков
на диапазонах "4", "3", "2" и "1" осуществляется только через электронный блок управления)
трансмиссией.


Чертежи рычага выбора диапазона переключения передач АКППДатчик положения рычага выбора диапазона S16/10 (рис. 5) предназначен для передачи в электронный блок управления трансмиссией информации о положении рычага выбора диапазона и переключателя выбора программ. В качестве индикаторов используются све-годиоды. Перемещение рычага выбора диапазона через штифт, который расположен на валу переключения, передается на датчик, где преобразуется в электрический сигнал. В качестве переключателя программ S16/10 s1 используется коромысловый выключатель.
На датчик положения рычага выбора диапазона возложены следующие функции:
- определение положения рычага выбора диапазона;
- определение положения переключателя выбора программ "S'VW";
- включение индикатора движения на передаче заднего хода.
Для индикации режимов работы коробки передач в переключателе используются десять светодиодов. Выключатель индикатора передачи заднего хода S16/10 s2 (рис. 6) встроен непосредственно в датчик положения рычага выбора диапазона S16/10 и предназначен для включения индикатора передачи заднего хода.
Механизм блокировки положений "R" и "Р" предназначен для препятствования случайного перемещения рычага выбора диапазона в положение "R" или "Р" при скорости движения автомобиля выше 10 км/час. Исполнительный электромагнит Y66/1 (рис. 7), управляемый электронным блоком управления трансмиссией, перемещает рычаг (11) в направлении кулачка (12), при этом вал переключения (1) блокируется.

Механизм разъединения рычага выбора диапазона и тяги при переключении "D"-"4" (рис. 8) предназначен для разрыва связи между тягой и рычагом. При перемещении рычага выбора диапазона из положения "D" в "4" вал переключения (1) перемещается вдоль оси влево, смещая при этом и цилиндрический штифт (4) на промежуточном рычаге (2). Одновременно блокирующий рычаг (3) входит в паз промежуточного рычага (2). Блокирующий рычаг стопорит промежуточный рычаг (2), благодаря чему тяга фиксируется в положении "D". Цилиндрический штифт (5) фиксирует блокирующий рычаг на вале переключения и находится в пазе ведущей пластины. Этот паз оказывается доступным только при установке рычага выбора диапазона в положение "D".

Механизм фиксации положения рычага выбора диапазона предназначен для фиксации рычага в положениях "4", "3", "2", "1". В фиксаторе (6) находится поджимаемый пружиной шарик, который и фиксирует рычаг, попадая в одно из четырех расположенных друг за другом углублений в кулисе переключения (7). Фиксация рычага выбора диапазона в позициях "Р", "R", "N" и "D" осуществляется с помощью упругой пластины, расположенной непосредственно в коробке передач.


Рычаг диапазона АКПП
Рис. 9